Welcome to МБДОУ «Детский сад «Берёзка» города Остров   Click to listen highlighted text! Welcome to МБДОУ «Детский сад «Берёзка» города Остров Powered By GSpeech

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Берёзка»
города Остров Псковской области

+7 (811) 523-19-59

Псковская область, г. Остров,
ул. Меркурьева, д. 6а

План работы логопункта

artikuljacionnaja gimnastika
rech
rech3


«Что можно делать летом, чтобы улучшить речь ребенка»

Обязательно следите как ребенок произносит те звуки, которые логопед ввел ему в речь. Не позволяйте ребенку коверкать звуки, которые он способен правильно произнести без зеркала. Обычно если ребенок уже научен произносить звук в словах и предложениях, он вполне может обойтись без зеркала.

Развивайте мелкую моторику в играх с разными предметами: с водой и песком, с природными материалами (веточки, шишки, камушки и т.д.), в играх с мелкими предметами, с паззлами, головоломками, конструктором, декоративными камушками (для украшения цветочных горшков и аквариума), с помощью рисования, лепки, выкладывая картинок из сушеных цветов, листьев и травинок и т.д. Любая игра, в которой требуются точные и аккуратные движения пальцев рук (а особенно – кончиков пальцев), развивает мелкую моторику. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи на уровне мозговых механизмов. С этой же целью можно использовать такие летние развлечения как: рисование пальцем и веточкой на песке, перебирание под водой камушков, имитация руками в воде плавающих рыбок, осьминогов и т.д., собирание гербариев, мелких ягод, семян и их перебирание от мусора, плетение «заборчиков» из веточек и соломинок, создание из хвойных лапок «веников» и т.д.

Развивайте дыхание ребенка, ведь благодаря сильному, долгому, равномерному выдоху ребенку будет легче произносить звуки, особенно – звонкие ([З], [Ж], [Л], [Р], [Рь]). Для этого можно использовать: выдувание мыльных пузырей, обдувание одуванчиков, дутье на воду (вводе образуется ямка), надувание воздушных шаров, дутье на вертушки, а также – свистки, дудочки, детские флейты, губные гармошки и т.д. Запомните несколько простых правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить ребенку: 1) вдох делается спокойно, беззвучно. При этом нельзя поднимать плечи и закидывать назад голову, 2) выдох делается либо сильно и долго, либо сильно и коротко, 3) нельзя беспорядочно дуть много раз подряд, очень быстро – закружится голова!

Развивайте слуховое внимание: спросите ребенка – какие звуки он слышит? Попросите его вспомнить и сказать: что можно услышать в городе, в деревне, в лесу, дома. Попросите его послушать – кто говорит неподалеку мужчина, женщина или ребенок? Что он слышит – плач или смех? Что слышно, когда дует ветер, идет дождь? Попросите сравнить – на какие другие звуки похож этот звук? Попросите подобрать звук речи, который наиболее точно отражает услышанный шум (например, дятел стучит – «Д! Д! Д!», мотор рычит – «р-р-р» и т.д.).

А самое главное – укрепляйте здоровье ребенка прогулками и играми на свежем воздухе,

выездами на природу, здоровым питанием, полноценным отдыхом, закаливанием, подвижными играми и спортивными мероприятиями. Постарайтесь максимально оградить его от телевизора, компьютера и игр на сотовом телефоне, поскольку это ухудшает зрение и перенапрягает нервную систему ребенка. Помогите вашему ребенку отдохнуть не только длительно, но и с максимальной пользой.


Цели и задачи

  1. Формирование всех компонентов речевой деятельности воспитанников:
    • развитие артикуляционной моторики речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи;
    • развитие фонематического восприятия;
    • нормализация просодической стороны речи, преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи;
    • развитие грамматической стороны речи;
    • работа по накоплению и расширению словарного запаса, развитие связной речи
  2. Предупреждение возможных нарушений чтения и письма у будущих школьников через развитие мелкой моторики пальцев рук.
  3. Отработка взаимодействия воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы педагогов в речевом развитии дошкольников.
Мероприятия Срок проведения Ответственные
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками
Обследование детей, комплектование групп (на логопункте) сентябрь логопед
Заполнение документации
Беседы с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в ДОУ в ПМПК, для комплектования логопункта на новый учебный год ноябрь Заведующая ДОУ, логопед, медицинские работники, методист
Промежуточное обследование детей январь Логопед
Обследование и определение списочного состава детей-логопатов на новый учебный год май
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в течение года
Работа по оснащению кабинета

Изготовление и обновление дидактического материала

  • а) дополнение картотеки упражнений для мелкой моторики
  • б) оформление таблиц для анализа звукового состава слова
  • в) дополнение разрезного материала для мелкой моторики, развития речи
  • г) изготовление звуковых деревьев (яблоня (гласные звуки), слива (твердые согласные), груша (мягкие согласные)
  • д) изготовление дидактической лягушки
  • е) создание картотеки с упражнениями для дыхательной гимнастики ж) изготовление универсальных игровых пособий (игра «Познай-ка», «Пирамидка» — для выполнения звукобуквенного анализа, «Домик» — для слогового чтения)
в течение года логопед
Работа с родителями

Ознакомление родителей с дефектами звукопроизношения у детей (на родительских собраниях)

  • а) родительское собрание по теме «Фонематический слух — основа правильной речи» (старшая группа)
  • б) родительское собрание по теме «Речевая готовность ребенка к школе» (подготовительная группа)
сентябрь октябрь Логопед
Консультации:
  • «Причины речевых нарушений»
  • «О правильном дыхании»
октябрь

«Речевое развитие ребенка»

«Развитие ручной умелости»

ноябрь
Консультации по текущим вопросам в течение года
Работа с родителями через рабочие тетради
Итоговое собрание с родителями детей-логопатов по результатам обучения май  
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя
Разбор речевых карт и беседа о структуре дефекта речи каждого ребенка в течение года Логопед
Систематически информировать воспитателей о ходе индивидуальной коррекционной работы с целью закрепления произношения звуков
Ознакомление воспитателей с комплексом упражнений для развития речевой моторики
Консультации для воспитателей: «Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи» (письменная с приложением игр) ноябрь  
«Музыка в коррекции нарушения звукопроизношения» декабрь Музыкальный руководитель, логопед
Взаимопосещение занятий в течение года Логопед, специалисты
Открытое занятие «Дифференциация звуков [с]- [з]» январь Логопед
Представление обобщения опытом по теме: «Использование наглядности на занятиях по развитию фонематических представлений» февраль
Аналитические мероприятия
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год. май Логопед
Составление цифрового и аналитического отчета
Выступление на итоговом педагогическом совете

Занятия с логопедом

В МБДОУ д/сад «Берёзка» работает учитель-логопед.

Влияние мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и в раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т.д. И ,конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Моторика — совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

  1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
  2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).
  3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
  4. Теневой, пальчиковый театр.
  5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой»и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).
  6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
  7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
  8. Выкладывание фигур из четных палочек.
  9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
  10. Домашние дела:
  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья);
  • разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память

Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech