План работы логопункта
«Что можно делать летом, чтобы улучшить речь ребенка»
Обязательно следите как ребенок произносит те звуки, которые логопед ввел ему в речь. Не позволяйте ребенку коверкать звуки, которые он способен правильно произнести без зеркала. Обычно если ребенок уже научен произносить звук в словах и предложениях, он вполне может обойтись без зеркала.
Развивайте мелкую моторику в играх с разными предметами: с водой и песком, с природными материалами (веточки, шишки, камушки и т.д.), в играх с мелкими предметами, с паззлами, головоломками, конструктором, декоративными камушками (для украшения цветочных горшков и аквариума), с помощью рисования, лепки, выкладывая картинок из сушеных цветов, листьев и травинок и т.д. Любая игра, в которой требуются точные и аккуратные движения пальцев рук (а особенно – кончиков пальцев), развивает мелкую моторику. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи на уровне мозговых механизмов. С этой же целью можно использовать такие летние развлечения как: рисование пальцем и веточкой на песке, перебирание под водой камушков, имитация руками в воде плавающих рыбок, осьминогов и т.д., собирание гербариев, мелких ягод, семян и их перебирание от мусора, плетение «заборчиков» из веточек и соломинок, создание из хвойных лапок «веников» и т.д.
Развивайте дыхание ребенка, ведь благодаря сильному, долгому, равномерному выдоху ребенку будет легче произносить звуки, особенно – звонкие ([З], [Ж], [Л], [Р], [Рь]). Для этого можно использовать: выдувание мыльных пузырей, обдувание одуванчиков, дутье на воду (вводе образуется ямка), надувание воздушных шаров, дутье на вертушки, а также – свистки, дудочки, детские флейты, губные гармошки и т.д. Запомните несколько простых правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить ребенку: 1) вдох делается спокойно, беззвучно. При этом нельзя поднимать плечи и закидывать назад голову, 2) выдох делается либо сильно и долго, либо сильно и коротко, 3) нельзя беспорядочно дуть много раз подряд, очень быстро – закружится голова!
Развивайте слуховое внимание: спросите ребенка – какие звуки он слышит? Попросите его вспомнить и сказать: что можно услышать в городе, в деревне, в лесу, дома. Попросите его послушать – кто говорит неподалеку мужчина, женщина или ребенок? Что он слышит – плач или смех? Что слышно, когда дует ветер, идет дождь? Попросите сравнить – на какие другие звуки похож этот звук? Попросите подобрать звук речи, который наиболее точно отражает услышанный шум (например, дятел стучит – «Д! Д! Д!», мотор рычит – «р-р-р» и т.д.).
А самое главное – укрепляйте здоровье ребенка прогулками и играми на свежем воздухе,
выездами на природу, здоровым питанием, полноценным отдыхом, закаливанием, подвижными играми и спортивными мероприятиями. Постарайтесь максимально оградить его от телевизора, компьютера и игр на сотовом телефоне, поскольку это ухудшает зрение и перенапрягает нервную систему ребенка. Помогите вашему ребенку отдохнуть не только длительно, но и с максимальной пользой.
Цели и задачи
- Формирование всех компонентов речевой деятельности воспитанников:
- развитие артикуляционной моторики речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи;
- развитие фонематического восприятия;
- нормализация просодической стороны речи, преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи;
- развитие грамматической стороны речи;
- работа по накоплению и расширению словарного запаса, развитие связной речи
- Предупреждение возможных нарушений чтения и письма у будущих школьников через развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Отработка взаимодействия воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы педагогов в речевом развитии дошкольников.
Мероприятия | Срок проведения | Ответственные |
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками | ||
Обследование детей, комплектование групп (на логопункте) | сентябрь | логопед |
Заполнение документации | ||
Беседы с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий | ||
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в ДОУ в ПМПК, для комплектования логопункта на новый учебный год | ноябрь | Заведующая ДОУ, логопед, медицинские работники, методист |
Промежуточное обследование детей | январь | Логопед |
Обследование и определение списочного состава детей-логопатов на новый учебный год | май | |
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками | в течение года | |
Работа по оснащению кабинета | ||
Изготовление и обновление дидактического материала
|
в течение года | логопед |
Работа с родителями | ||
Ознакомление родителей с дефектами звукопроизношения у детей (на родительских собраниях)
|
сентябрь октябрь | Логопед |
Консультации:
|
октябрь | |
«Речевое развитие ребенка» «Развитие ручной умелости» |
ноябрь | |
Консультации по текущим вопросам | в течение года | |
Работа с родителями через рабочие тетради | ||
Итоговое собрание с родителями детей-логопатов по результатам обучения | май | |
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя | ||
Разбор речевых карт и беседа о структуре дефекта речи каждого ребенка | в течение года | Логопед |
Систематически информировать воспитателей о ходе индивидуальной коррекционной работы с целью закрепления произношения звуков | ||
Ознакомление воспитателей с комплексом упражнений для развития речевой моторики | ||
Консультации для воспитателей: «Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи» (письменная с приложением игр) | ноябрь | |
«Музыка в коррекции нарушения звукопроизношения» | декабрь | Музыкальный руководитель, логопед |
Взаимопосещение занятий | в течение года | Логопед, специалисты |
Открытое занятие «Дифференциация звуков [с]- [з]» | январь | Логопед |
Представление обобщения опытом по теме: «Использование наглядности на занятиях по развитию фонематических представлений» | февраль | |
Аналитические мероприятия | ||
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год. | май | Логопед |
Составление цифрового и аналитического отчета | ||
Выступление на итоговом педагогическом совете |
Занятия с логопедом
В МБДОУ д/сад «Берёзка» работает учитель-логопед.
Влияние мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и в раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т.д. И ,конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Моторика — совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:
- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
- Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).
- Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
- Теневой, пальчиковый театр.
- Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой»и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).
- Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
- Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
- Выкладывание фигур из четных палочек.
- Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
- Домашние дела:
- перемотка ниток;
- завязывание и развязывание узелков;
- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья);
- разбор круп и т.д.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
- постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память