Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Берёзка»
города Остров Псковской области

+7 (811) 523-19-59

Псковская область, г. Остров,
ул. Меркурьева, д. 6а

План работы логопункта

Цели и задачи

  1. Формирование всех компонентов речевой деятельности воспитанников:
    • развитие артикуляционной моторики речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи;
    • развитие фонематического восприятия;
    • нормализация просодической стороны речи, преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи;
    • развитие грамматической стороны речи;
    • работа по накоплению и расширению словарного запаса, развитие связной речи
  2. Предупреждение возможных нарушений чтения и письма у будущих школьников через развитие мелкой моторики пальцев рук.
  3. Отработка взаимодействия воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы педагогов в речевом развитии дошкольников.
Мероприятия Срок проведения Ответственные
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками
Обследование детей, комплектование групп (на логопункте) сентябрь логопед
Заполнение документации
Беседы с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в ДОУ в ПМПК, для комплектования логопункта на новый учебный год ноябрь Заведующая ДОУ, логопед, медицинские работники, методист
Промежуточное обследование детей январь Логопед
Обследование и определение списочного состава детей-логопатов на новый учебный год май
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в течение года
Работа по оснащению кабинета

Изготовление и обновление дидактического материала

  • а) дополнение картотеки упражнений для мелкой моторики
  • б) оформление таблиц для анализа звукового состава слова
  • в) дополнение разрезного материала для мелкой моторики, развития речи
  • г) изготовление звуковых деревьев (яблоня (гласные звуки), слива (твердые согласные), груша (мягкие согласные)
  • д) изготовление дидактической лягушки
  • е) создание картотеки с упражнениями для дыхательной гимнастики ж) изготовление универсальных игровых пособий (игра «Познай-ка», «Пирамидка» — для выполнения звукобуквенного анализа, «Домик» — для слогового чтения)
в течение года логопед
Работа с родителями

Ознакомление родителей с дефектами звукопроизношения у детей (на родительских собраниях)

  • а) родительское собрание по теме «Фонематический слух — основа правильной речи» (старшая группа)
  • б) родительское собрание по теме «Речевая готовность ребенка к школе» (подготовительная группа)
сентябрь октябрь Логопед
Консультации:
  • «Причины речевых нарушений»
  • «О правильном дыхании»
октябрь

«Речевое развитие ребенка»

«Развитие ручной умелости»

ноябрь
Консультации по текущим вопросам в течение года
Работа с родителями через рабочие тетради
Итоговое собрание с родителями детей-логопатов по результатам обучения май  
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя
Разбор речевых карт и беседа о структуре дефекта речи каждого ребенка в течение года Логопед
Систематически информировать воспитателей о ходе индивидуальной коррекционной работы с целью закрепления произношения звуков
Ознакомление воспитателей с комплексом упражнений для развития речевой моторики
Консультации для воспитателей: «Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи» (письменная с приложением игр) ноябрь  
«Музыка в коррекции нарушения звукопроизношения» декабрь Музыкальный руководитель, логопед
Взаимопосещение занятий в течение года Логопед, специалисты
Открытое занятие «Дифференциация звуков [с]- [з]» январь Логопед
Представление обобщения опытом по теме: «Использование наглядности на занятиях по развитию фонематических представлений» февраль
Аналитические мероприятия
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год. май Логопед
Составление цифрового и аналитического отчета
Выступление на итоговом педагогическом совете

Занятия с логопедом

В МБДОУ д/сад «Берёзка» работает учитель-логопед.

Влияние мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и в раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т.д. И ,конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Моторика — совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

  1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
  2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).
  3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
  4. Теневой, пальчиковый театр.
  5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой»и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).
  6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
  7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
  8. Выкладывание фигур из четных палочек.
  9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
  10. Домашние дела:
  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья);
  • разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Печать E-mail